Российско-узбекские отношения переживали за годы постсоветского развития и похолодание, и потепление. Однако в последнее время, с образованием Шанхайской организации сотрудничества, они перешли в фазу плотного сотрудничества. Нельзя забывать и о связях между народами: в России, по оценкам экспертов, работает не менее полумиллиона трудовых мигрантов из Узбекистана — по этому показателю узбекистанцы занимают первое место среди всех гастарбайтеров в нашей стране.
На фоне обострения ситуации с радикальными исламистскими движениями в узбекской республике становится особенно актуальным вопрос о том, как оценивают граждане Узбекистана своего политического и исторического соседа — Россию. И совпадает ли это представление узбекского народа с официальной позицией узбекских властей.
Согласно проведенному «Евразийским монитором» в 2009 году опросу «Восприятие молодежью новых независимых государств истории советского и постсоветского периодов», узбекских респондентов (наряду с остальными республиками Центральной Азии, кстати) можно смело занести в число «просоветски» настроенных. К примеру, в Узбекистане положительно оценили личность Ленина 55%, высокие оценки получили и другие советские лидеры. С высказыванием «Ленин и большевики победили в гражданской войне благодаря поддержке многомиллионных народных масс, союзу рабочих и крестьян, поднявшихся на борьбу против капиталистов и помещиков» согласились 54% узбекистанцев. Противоположное высказывание, утверждающее, что «Ленин и большевики победили в гражданской войне в основном благодаря террору и штыкам безнравственных наемников и бандитов», поддержали лишь 7% респондентов Узбекистана.
При такой, казалось бы, безоговорочной оценке узбекским народом советского периода своей истории удивительной кажется ситуация с преподнесением истории в узбекских учебниках. Выступая на Международной научной конференции в 2003 году, посол России в Узбекистане Дмитрий Рюриков охарактеризовал учебники УР следующим образом: «Беспрецедентная антироссийская направленность». Как оказалось, в учебнике по истории много говорится о том, как русские обворовывали местных жителей, убивали женщин, детей. Термин «русские шпионы», например, приводится в учебнике для детей 292 раза.
Действительно, некоторые учебники истории в Узбекистане почти под копирку сверстаны в духе национализма. К примеру, учебник по истории Узбекистана (1917 – 1991) для учащихся 10 классов общеобразовательных школ (авторы Д.Алимова, Р.Каримов, др.) преподносит советский период как постоянную борьбу узбекского народа за независимость. При описании действий советских властей используются метафоры «грабеж», «резня», «захватчики», «устроили бесчинство», «стерли с лица земли», «репрессивная политика».
В книге прямо говорится, что «Тоталитарный режим уничтожил не только тысячи борцов, которые пожертвовали собой ради интересов народа, но и десятки тысяч невинных жертв. Советская власть и в последующие годы продолжала вести репрессивную политику, которая принесла населению много горя и страданий».
Другой учебник «История Узбекистана. 9 класс» (Вторая половниа XIX в. - начало XX в.) под авторством Ж.Рахимова научный сотрудник Института истории АН УР к.и.н. Валерия Германова назвала «апогеем русофобии в исторической науке республики». Через всё его содержание красной нитью проходит тезис о том, что «История сама наделила русский народ способностями колонизатора». Используются такие обороты, как «захватчики», «колонизаторы», «ценой зверского уничтожения людей», «невиданные грабежи» и т.п. При этом широко используются исторические фальсификации, фантазии, замалчивания и допускаются ошибки, несовместимые со статусом профессионального историка.
Взятие Чимкента российскими войсками в 1864 описано такими пассажами: «Чимкент был превращен в развалины... Несмотря на понесенные потери, оборонцы города во главе с алимкулом героически отбивали наступление... Город полностью был превращен в руины... Жестокость была беспримерной». Во-первых, Алимкула в сентябре 1864 не было в Чимкенте, сообщает Германова. Во-вторых, разрушение Чимкента и якобы имевшая место жестокость в исторической науке ничем не подтверждаются — это выдумка.
Яркими эпитетом награждается и русский генерал Черняев, губернатор Туркестанской области, который выделил на реставрацию мечети Ахмеда Яссави огромную по тем временам сумму — 15 тыс.руб. и впервые за 400 лет очистил ее от хлама и мусора. В учебнике он назван «карьеристом, любителем наград и званий, ярым шовинистом».
Даже удивительно, что при такой антироссийской и антисоветской кампании в курсе школьной истории молодежь Узбекистана продолжает положительно оценивать советский период. В вышеуказанном опросе среди пар противоположных высказываний были предложены два таких: «В многонациональной Российской империи все народы, ее населявшие, имели права и возможности для развития своей национальной экономики и культуры» и противоположное «В Российской империи проводилась политика грубого угнетения нерусских народов, их насильственной русификации, подавления их национальной культуры». Первое высказывание поддержали 50% узбеков, а второе — всего 15%.
Сами эксперты объясняют это особым типом передачи информации между поколениями: молодежь при оценке новейшей истории больше руководствуется отзывами родителей, бабушек и дедушек, чем данными из книг. Но со временем старшие поколения уйдут, а кто придет им на смену и какими представлениями о российско-узбекских отношениях он будет руководствоваться, неизвестно.
Пока же официальное преподавание истории в Узбекистане готовит почву не столько для добрососедских, сколько для конфликтных отношений. Ведь под нож новой узбекской историографии попали не только «жестокие» русские, но и «трусливые» казахи.
Известен следующий исторический факт. Перед уже известной читателю битвой за Чимкент предводитель кокандцев в Чимкенте Алимкул, подозревая казахов в нежелании сражаться за него, велел привязать самого старого из них 80-летнего старшину Байзака к пушке и выстрелить (Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии). После чего многие казахи бежали под покровительство «ярого шовиниста» Черняева. В учебнике Ж.Рахимова Алимкул выставлен героем, факт его жестокости вообще не освещается, а сбежавшие к генералу казахи получают емкую и исчерпывающую характеристику «предатели». Такая нынче история.
Александр Шилов
|