На этой неделе во влиятельном германском еженедельнике «Шпигель» появилась прелюбопытнейшая публикация. Журналисту Уве Классману удалось заглянуть в конфиденциальные документы, подготовленные спецкомиссией Евросоюза по расследованию военных действий на Кавказе в августе 2008 года.
Это серьезный орган, созданный по решению Еврокомиссии. Бюджет в 1,6 миллиона евро, десятки экспертов из числа военных, политологов, юристов. Возглавляет комиссию швейцарский дипломат Хайди Тальявини, специализирующаяся на конфликтах в «горячих точках». В конце июля она должна представить в Брюссель итоговый отчет о том, кто же развязал конфликт вокруг Южной Осетии. И, как выяснил «Шпигель», грузинскому президенту Михаилу Саакашвили от этого доклада не поздоровится.
Подавляющее большинство экспертов, пишет журнал, пришли к однозначному выводу: войну начал Саакашвили, атаковав Южную Осетию 7 августа 2008 года. «Факты, собранные комиссией, - говорится в публикации «Шпигеля», - опровергают утверждения Михаила Саакашвили, что его страна в тот день оказалась безвинной жертвой «российской агрессии» (именно так, выражение «российская агрессия» помещено в кавычках. - Ред.).
Специалист в области международного права из Гамбурга Отто Люхтерхандт пришел к выводу: «Поскольку грузины нанесли удар по базе российских миротворцев в Цхинвале, то Россия имела право на самозащиту в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Да, среди собранных комиссией экспертных заключений есть и другие суждения, хотя их - абсолютное меньшинство. Мол, Россия «нарушила принцип пропорциональности». Иными словами, вдарила по агрессорам слишком сильно. Но это, как говорится, дело вкуса...
Автор публикации в «Шпигеле», просмотревший отчеты членов комиссии, утверждает: «Нет никаких свидетельств, подтверждающих обвинения Саакашвили, будто колонна из 150 российских танков вторглась в Южную Осетию вечером 7 августа прошлого года». Наоборот, европейцы точно установили, что до 8 августа российских военных в Южной Осетии не было. Мало того, грузинского президента уличили в подготовке агрессии. «Саакашвили, - признают эксперты комиссии ЕС, - сосредоточил к 7 августа 12 тысяч солдат и 75 танков на границе с Южной Осетией».
Кто-то, может, скажет: это мнения политологов и ученых, а не реальных политиков. И ошибется. Потому что в материалах комиссии значится: «Германский посол в Тбилиси Уве Шрамм прошлым летом информировал МИД ФРГ о том, что Саакашвили замышляет войну».
Кстати, члены комиссии так и не получили от грузинских властей текста так называемого «Приказа № 2» о «восстановлении конституционного порядка в Южной Осетии», озвученного 7 августа тогдашним командующим грузинскими миротворцами Мамукой Курашвили.
И еще один вопрос, волнующий европейцев - а какова во всем этом роль США? Ведь американцы, пишет «Шпигель», в течение многих лет предоставляли Грузии военную помощь. И почему, задается вопросом немецкий журнал, никто из чинов госдепа не отвечал 8 августа на тревожные звонки замминистра иностранных дел России Григория Карасина - ведь в Вашингтоне это был разгар рабочего дня, полдень пятницы?
Вообще-то ответ на эти вопросы есть. И он тоже содержится в материалах комиссии ЕС. Дэниел Фрид, тогдашний замгоссекретаря США, отвечавший за Грузию, недавно в частном порядке признался одному германскому эксперту: «Прошлым августом Саакашвили вышел из-под контроля».
А не слишком ли дорого обходятся мировому сообществу выходки Мишико?
А В ЭТО ВРЕМЯ
Грузинский лейтенант попросил убежища в России
Штурман патрульно-сторожевого катера береговой охраны Алик Бжания еще 23 мая перешел границу с Абхазией и сдался российским погранцам.
- Я люблю свою страну, но не могу там больше оставаться, потому что не в состоянии спокойно смотреть, как Саакашвили разрушает Грузию изнутри, - заявил он вчера в эфире «Эха Москвы». - Я прошу Россию предоставить мне и моей семье политическое убежище и помочь избежать преследований грузинских властей, которые начнутся после того, как я выразил свое несогласие с политикой нашего президента Михаила Саакашвили.
Сейчас «грузинский Глухов», как его уже окрестили по аналогии с российским дезертиром, находится в Москве в ожидании решения по своему статусу.
Александр ИГОРЕВ